Какие бывают стратегии
Существует три типа стратегий:
- стратегия-сервант,
- стратегия-пузырь,
- стратегия-кинжал.
Сервант – это не самая необходимая вещь, она красивая, но нефункциональная. Стратегия-сервант – это то что разрабатывается чаще всего консультантами. Это скорей всего солидный документ, хорошего качества, но в нем нет главного: четкого позиционирования и стратегической ясности. Участь такого документа – пылится на полке.
Стратегия-пузырь – это мечты которые собственник, руководитель компании считает стратегией. У него есть некоторое представление о том какой он построит бизнес, что для этого нужно сделать. Он даже может написать что-то на салфетке или на нескольких листах бумаги, но обычно это быстро забывается и, главное, что это никому не интересно из управленческой команды и тем более сотрудникам компании. Такие пузыри быстро лопаются, и никто о них больше не помнит.
Третий тип стратегии — это стратегия-кинжал. Почему кинжал, потому что она точна, она чётко направлена своим острием на решение именно тех задач, которые являются критически важными для компании. Которые обеспечивают прорыв, выход в новое качество. Такая стратегия вырабатывается всей управленческой командой и поэтому она способна осуществится, она реализуется на практике. Это стратегия, которая воодушевляет не только управленческую команду, но и всех сотрудников. Она направляет действие всего коллектива компании на достижение ясно определенных целей. Стратегия-кинжал – это победная стратегия.
Из чего состоит стратегия
Существует огромное количество определений понятия «стратегия», авторы множества книг, тренингов, семинаров дают разные определения. Каждое из них по-своему правильно, в определенной проекции отражает сущность этого понятия. Мы дадим определение стратегии в виде ответа на вопрос: “Что собой представляет документ «Стратегия?”. Это определение инструментально, поскольку конкретно указывает на содержание стратегии и позволяет установить, что является стратегией, а не соответствует этому понятию.
Документ, определяющий стратегию должен состоять из следующих разделов:
- Анализ стратегических проблем, которые стоят перед компанией. Ясное видение проблем – главный побудительный мотив для того чтобы заниматься стратегией. Формулирование проблем – это постановка задачи для разработчиков стратегии, поскольку стратегия должна быть направлена на решение выявленных проблем.
- Принципиальные стратегические решения. В каком направление мы собираемся двигаться, какие задачи мы должны решить. Выработка решений основывается на анализе возможностей для развития компании и сопоставлении их с имеющимися ресурсами и текущим положением компании.
- Четкое позиционирование компании на рынке. Должны быть определены целевой рынок и наши ключевые отличие от конкурентов. Как говорил Майкл Портер стратегия — это дифференцированная четко определенная позиция на рынке. Если нет дифференцированной позиции нет и стратегии все остальное это слова, это кисель, это сервант, который никому не нужен. К сожалению, во многих стратегиях отсутствуют это зерно, главный стержень стратегии. Мы же уделяем этому самое серьезное внимание.
Полный текст стать можно прочитать на сайте iteam.ru