Управление без целеполагания есть случайное блуждание

 Корабль

Кораблю, который не знает куда плыть,   

ни один ветер не будет попутным            .

 

У всякой разумной системы должна быть цель, будь то человек, организация или страна. Нужно осознавать свое предназначение, определять долгосрочные цели, цели на год и ближайшую неделю. Но почему обязательно должны быть цели? Нельзя ли обойтись без них и жить простой, биологической жизнью? Так живут животные, так существуют природные системы. Какая, к примеру, цель у леса или озера?

Есть две причины, по которым людям или системам, созданным людьми, нельзя жить без цели. Первая состоит в том, люди наделены разумом и даром творчества, созидания. Создание чего-либо является целенаправленной деятельностью. Чем сложнее создаваемый объект, тем более протяженным во времени должен быть период целеполагания. Существуют цели, для достижения которых не достаточно одной человеческой жизни. Значит, необходима преемственность деятельности людей, живущих в разные эпохи, но работающих в единой системе целеполагания, которая включает общие ценности, идеалы и долгосрочные цели. В отсутствие целеполагания люди не способны были бы строить храмы, создавать новые города, осваивать новые земли, выходить в космос.

Другая причина необходимости целеполагания связана с выживанием. Люди живут в конкурентной среде. Конкурируют между собой компании на рынках. В геополитической борьбе противостоят друг другу страны на планете. Чтобы успешно действовать в условиях конкуренции, необходимо ставить цели и достигать их, нужна стратегия и тактика. Не имея системы целеполагания нельзя выиграть сражение, невозможно победить в войне.

Цели страны

Как обстоит дело с целеполаганием в нашей стране? Что известно о долгосрочных целях государства? Где стратегические и тактические планы нашего правительства? Никак. Ничего. Нигде. Время от времени возникают судорожные инициативы вроде того, что нужно «удвоить ВВП», реализовать «план Путина», разработать стратегию 2020. Все это несистемно, непоследовательно, не имеет продолжения и завершенности. Критиковать систему управления нашим государством нетрудно. Она настолько непрофессиональна, неэффективна, беспомощна, что разбирать ее недостатки не имеет смысла. Более продуктивно будет подумать о том, какой должна быть система целеполагания Российского государства.

Национальная идея

Прежде всего, нужно подумать о национальной идее. В чем предназначение России? Что она должна дать миру? Какая высшая цель может объединить всех граждан России? Например, национальная идея может звучать так: «Мы построим страну, которая станет лучшим местом на Земле, которая будет служить вдохновляющим примером для всех наций, в которой наши потомки обретут счастливое будущее». В данной статье не ставится цель придумать национальную идею. Ее нельзя придумать или заказать PR-агентству. Она должна вырасти из широкого общественного диалога. Для того, чтобы национальная идея могла появиться, лидер нации должен начать этот диалог, вовлечь в него интеллектуальную элиту и представителей всех слоев общества. Результатом этого диалога стала бы цель высшего уровня, идеал, который воодушевляет и объединяет граждан страны на основе общих ценностей, независимо от их политических пристрастий, религии и национальности.

Стратегическое видение 

Следующим шагом к построению системы целеполагания страны должно стать стратегическое видение на продолжительный период времени. Какой станет Россия в 2050 году? Какими будут численность и состав населения? Какими будут система образования и здравоохранения? Какими будут вооруженные силы? Эти и другие подобные вопросы должны быть поставлены перед правительством, экспертным сообществом, политическими и общественными организациями. Ответы на них также нужно находить в ходе диалога всех заинтересованных сторон. Результатом должно стать подробное описание всех основных параметров того будущего, которое мы хотим построить в нашей стране общими усилиями. Это стратегическое видение нужно издать широким тиражом в виде книги «Россия-2050″. Таким образом, мы ясно определим национальные цели.

Стратегические программы

Далее, нужно переходить к разработке целей и программ на ближайшие 4-5 лет. Они должны обеспечить продвижение к долгосрочным целям по конкретным направлениям: развитие энергетики, реформа коммунального хозяйства, судебная реформа и т.д. Программы разрабатываются Правительством и утверждаются Государственной Думой. Важными отличиями от существующих в настоящее время программ должны быть:

  1. Связь с долгосрочными стратегическими целями. Это не должно быть очередной придумкой кабинетных чиновников. Это конкретный этап в реализации общего стратегического замысла, включенный в единую логику развития страны, отраженную в концепции «Россия-2050″.
  2. Наличие измеримых показателей, критериев успеха программы, на основании которых можно оценивать достижения по ее реализации.
  3. Персональная ответственность руководителей профильных министерств за  реализацию программ, находящихся в их ведении. Деятельность каждого государственного служащего, в том числе Президента и Председателя Правительства, должна оцениваться на основании конкретных результатов. Главными критериями оценки должны стать показатели выполнения национальной стратегии и показатели входящих в нее программ.

Итоги выполнения стратегии и государственных программ должны подводиться ежегодно и широко освещаться в средствах массовой информации.

Когда в нашей стране будет создана подобная система государственного управления, основанная на целеполагании, то наступит настоящая стабильность. Но, в отличие от сегодняшней стабильности, это будет стабильность динамичного развития, а не стабильность застоя.

Описанная здесь модель управления не нова. Она широко применяется в корпоративном менеджменте. На ней основана работа многих успешных компаний. Рассмотрим, как устроена модель целеполагания предприятий и насколько она освоена российскими компаниями.

Цели организации

Под целеполаганием я понимаю ту часть системы управления организацией, которая обеспечивает постановку целей развития и отслеживает достижение целей. Чтобы понять значение системы целеполагания в управлении, полезно провести аналогию с технической системой, например, ракетой запущенной в цель. Датчики системы управления ракетой определяют положение цели. Вычислительная система определяет отклонение траектории ракеты от положения цели. После этого приводятся в действие двигатели, корректирующие курс ракеты. Аналогичные функции выполняет система целеполагания предприятия, которая обеспечивает определение целевых показателей, сбор информации о фактическом положении дел, определение отклонений от выбранного курса и инициирование принятия решений об устранении отклонений.

Согласование целей

Что же касается целевого управления компанией, то оно имеет более сложную организацию. Это связано с тем, что компания представляет собой общность людей, каждый из которых имеет собственные цели, не совпадающие с целями компании. Поэтому система целеполагания должна иметь механизмы согласования целей множества заинтересованных сторон. Главным инструментом согласования целей служат стратегические цели и стратегия. Именно на основе общности долгосрочных целей у людей формируется мотивация к сотрудничеству. Цели образуют иерархию …

Идеал

Верхний уровень целей — идеал, который выражается в форме миссии организации. Идеал определяет смысл того, чем занимаются люди в этой компании, «какой храм они строят». К сожалению, этого понимания нет у сотрудников большинства предприятий. Поэтому смысл работы для них состоит лишь в добывании средств к существованию. Безусловно этот мотив не может вдохновить людей щедро отдавать свою энергию для достижения целей организации.

Стратегические намерения

Стратегические намерения выражаются как видение будущего компании. В отличие от миссии, видение связано с определенным горизонтом, например, 5 лет и отражает твердое намерение организации, достичь определенных рубежей в своем развитии. Хорошее стратегическое видение дает яркую, выразительную картину будущего, которое притягивает к себе сотрудников и вдохновляет их на работу с высокой самоотдачей.

Стратегическое видение формирует и распространяет в организации лидер, добиваясь того, чтобы сотрудники восприняли видение, как желанную для них цель.

Очень немногие руководители обладают способностью создавать и доносить другим стратегическое видение. В большинстве своем руководители компаний даже не подозревают, что формирование видения является главной задачей лидера. Это то немногое, что невозможно делегировать кому бы то ни было. Без этого ключевого звена в системе целеполагания компания уподобляется кораблю, капитан которого не умеет прокладывать курс; его корабль носится по волнам, отдаваясь на волю стихии.

Стратегические цели

Ясно сформулированные, измеримые стратегические цели фиксируют стратегическое видение и определяют систему координат, в которых движется компания. Стратегические цели определяют долгосрочные приоритеты, являются руководством для планирования на оперативном горизонте, обеспечивают основу для согласования целей различных подразделений.

Немногие российские компании имеют четко определенные стратегические цели. Даже если цели провозглашены, они чаще всего, не имеют связи со стратегическим видением и миссией компании. Наиболее распространенными видами целей являются целевые показатели выручки и прибыли. Однако, в отсутствие «верхних этажей» системы целеполагания — стратегических намерений и миссии — эти цели остаются не более чем пожеланиями, за которыми нет ясно сформулированной модели поведения компании на рынке и организационной концепции, с помощью которых должны достигаться финансовые результаты.

Стратегические проекты

Система целеполагания не заканчивается определением целевых показателей. Она включает и определение стратегических проектов, осуществление которых обеспечивает достижение поставленных целей. Мало определить цель, нужно разбить путь к цели на «кванты» и уметь оперировать этой «квантовой моделью» в управленческой деятельности.

Проектный подход к управлению продолжает оставаться terra incognita для огромного большинства российских компаний. Именно по причине отсутствия инструментов управления стратегией целеполагание многих компаний напоминает маниловские «проджекты». Не случайно в среде «управленцев» сформировалась представление о том, что управление на основе целей — это маниловщина. Действительно, если у вас нет умения управлять движением к цели, то ваши цели не более чем мечты.

Оперативный контроллинг

Все, о чем мы говорили до сих пор, это стратегический уровень целеполагания. Но это не все, что необходимо для целевого управления. Система целеполагания организации состоит из трех компонент: стратегические цели и показатели (мы рассмотрели их выше), оперативные цели и показатели, а также цели и показатели деятельности сотрудников.

Оперативный уровень целеполагания обычно формируется в процессе годового планирования. Он включает целый ряд проекций: финансово-экономические показатели, показатели бизнес-процессов, показатели деятельности компании на рынке и другие. В »продвинутой»  системе управления может быть 7 и более проекций, включая, например, цели и показатели в области управления знаниями и корпоративной культуры. Чем больше проекций объекта управления «видит» менеджмент, тем выше его способность улавливать «опережающие» сигналы и реагировать на изменения, которые еще только зреют. Высший пилотаж — это «менеджмент в пространстве 7D».

В реальной жизни оперативная деятельность предприятия чаще всего оторвана от стратегического уровня управления — показатели годовых планов не связаны со стратегическими целями. Проекции же оперативного контроллинга ограничиваются финансовыми показателями (зачастую неполноценными и искаженными) и фрагментами показателей некоторых основных процессов. При таком уровне оперативного контроллинга пространство менеджмента ограничено размерностью не более чем 1.5D.

KPI

Показатели деятельности сотрудников, так называемые KPI, относятся к той части системы целеполагания компании, которая направляет каждого сотрудника к целям, согласованным с целями компании. Индивидуальные показатели позволяют оценить результативность каждого сотрудника и связать вознаграждение с результатами его деятельности.

По моим наблюдениям, многие руководители компаний проявляют интерес к системе KPI в стремлении повысить результативность сотрудников и стимулировать их к более интенсивному труду. Проблема в том, что зачастую это делается в отрыве от остальных уровней системы целеполагания, рассмотренных выше. Показатели KPI «придумываются», поскольку у компании не определена миссия, не сформулирована стратегия, не сформирована система показателей оперативного уровня. В этой ситуации KPI существуют «сами по себе» и не играют направляющей и стимулирующей роли, ради которой они создавались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после формального внедрения подобной системы KPI выясняется, что никаких положительных эффектов не выявлено, а появляются негативные явления в виде углубления демотивации сотрудников.

 Итоги

Как видно, при детальном рассмотрении, система целеполагания подавляющего большинства российских компаний находится на весьма низком уровне развития.  Она не позволяет удерживать фокус деятельности компании на долгосрочных целях, не позволяет управлять приоритетами, не обеспечивает согласования целей подразделений и сотрудников с целями компании, не создает мотивации для интенсивного, творческого труда и профессионального роста людей.

Так ли значима эта проблема? Может быть есть задачи поважнее, чем построение системы управления, способной определять цели и достигать их?

Но в этом случае теряется смысл существования самой организации как целенаправленной системы. Она превращается в «эволюционную» систему, подобную природным, экологическим системам, вроде леса, озера, болота … Наверное, не случайно организацию, которая не определила (или забыла) смысл своего существования, где господствует застой, называют «болотом».

Для компании, действующей на рынке, в условиях конкуренции, система целеполагания является центральным звеном системы управления. Она является стержнем стратегии, она определяет, какой должна быть организационная структура, бизнес-процессы, корпоративная идеология.

Стоит только вынуть этот стержень из системы, как она превращается в набор бесполезных фрагментов. Что при этом происходит с компанией хорошо известно. Вместо того чтобы двигаться вперед, как ракета, направленная в цель, компания существует в режиме «тушения пожаров», преодолевает перманентные кризисы, борется за выживание. К сожалению, это удел очень многих компаний.

Не лучше обстоят дела и на уровне государственного управления. Именно поэтому я называю проблему целеполагания ключевой национальной проблемой.

 

Автор: Александр Кочнев, управляющий партнер консалтинговой компании iTeam

Опубликовано в журнале «Стратегический менеджмент», 2013 г., №2.

Тема построения системы целеполагания компании развивается в вебинарах Александра Кочнева:

 

Метки: , , , , ,
Опубликовано в Стратегическое управление
Один комментарий к записи “Управление без целеполагания есть случайное блуждание
  1. Kachalov@list.ru:

    Большое спасибо. Очень полезно
    Н.Качалов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Результаты тестирования

Всего прошли тестирование - 367

Принять участие →

Политика конфиденциальности Зарегистрировавшись на этом сайте, вы выражаете свое согласие на получение от нас по электронной почте бесплатных ознакомительных материалов. Вы сможете отказаться от рассылки в любое время, пройдя по ссылке, приведенной в конце каждого письма.

создание и продвижение сайтов