Главное, что нужно знать о BSC

Сбалансированная система показателей (BalancedScorecard) существует уже более 20 лет, но, тем не менее, продолжает оставаться областью заблуждений и непонимания для большинства управленцев. Вместе с тем, суть этой управленческой методики можно изложить очень кратко и доступно – без «воды» и «тумана».

Распространено представление, что BSC — это инструмент управления «всем что движется». Руководители увидели еще одну управленческую панацею и начали применять ее как «средство от всех болезней». Применяли неправильно и разочаровывались.

Когда говорят о BSC, изображают «дерево» целей, представленное в четырех проекциях.

Примеры карт стратегии

Ценность такого представления в том, что здесь наглядно показана стратегия компании, четко и конкретно. Стратегия отображается как совокупность стратегических целей, соединенных причинно-следственными связями.

Суть методологии Сбалансированной системы показателей можно сформулировать несколькими тезисами.

  • Имеются четко сформулированные стратегические цели. Сформулированные вербально. Здесь важны точные формулировки. Допустимое количество целей от 15 до 25, но в среднем 20. Это практические рекомендации и одна из важных особенностей BSC. Почему 20? Потому что у компании не может быть 100 стратегических приоритетов.
  • Цели сгруппированы в проекции, число которых может быть от 4 до 10. Вполне можно вообразить систему, в которой существует 10 проекций и это ничему не противоречит. При этом в каждой проекции будут 1,2,3 или 4 цели. Проекция — это группа целей, характеризующая какую-то заинтересованную сторону: клиента, общество, государство, сотрудников, поставщиков и др. Нужно посмотреть на стратегию как на совокупность приоритетных направлений развития и сформулировать эти приоритеты. Эта методология позволяет четко, наглядно, структурировано представить стратегические цели компании.
  • Цели образуют систему. Сама методология обязывает нас изобразить их в виде дерева с причинно-следственными связями.
  • Цели должны быть измеримыми. То есть к вербальному определению целей нужно добавить еще и метрику. Если мы пользуемся понятиями, имеющими только бытовое хождение, то это не инструмент для управления. Система нас обязывает дать метрику для каждой цели и четко определенный способ измерения.
  • Стратегические проекты, каждый, из которых направлен на достижение определенной стратегической цели. Именно через стратегические проекты в BSC происходит развертывание стратегии. Именно через них имеется выход на тактический и оперативный уровень. Поэтому ключевая задача разработки стратегии состоит в том, чтобы для каждой стратегической цели сформировать необходимый и достаточный набор стратегических проектов, которые обеспечивают, по мнению управленцев, стратегов, достижение этой цели. Когда все это сформировали, получается комплексная система, в которой наглядно отображаем стратегию, критерии успеха в виде измеримых целей и весь тот механизм, который приводит стратегию в действие, то есть стратегические проекты.

Теперь о мифах, которые существуют вокруг BSC.

    Миф 1. Внедрение BSC позволит наладить систему управления на всех уровнях – от стратегии до оперативной деятельности.
    На самом деле, BSC — это система стратегического контроллинга. Нужно помнить, что управление компанией осуществляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. На каждом уровне свои процессы управления, свои планы, целевые показатели и методы контроллинга. Стратегические планы не являются простой суммой тактических и оперативных планов, хотя и связаны с ними. Стратегические цели не раскладываются на совокупность тактических и оперативных показателей; они находятся в отношениях «причина – следствие» и поэтому не подчиняются арифметическим операциям. Таким образом, BSC применяется только для построения стратегического контроллинга, ни для чего другого ее применять не следует.

    Миф 2. BSC – подходящий инструмент для управления операционной деятельностью.
    На самом деле существует два режима управления компанией. Первый — управление функционированием, когда мы занимаемся планированием текущей деятельности, контролируем ход процессов, обеспечиваем их необходимыми ресурсами. Второй — режим развития, когда мы изменяем эти процессы: структуры, системы управления создаем новые активы. Это принципиально иная деятельность, иные цели, иные процессы. BSC — это инструмент развития, он не относится к системе функционального управления, не предназначен для управления операционной деятельностью.

    Миф 3. Компании нужна стратегия, значит необходимо создать BSC.
    На самом деле разрабатывать BSC нужно только, тогда, когда у вас четко определена стратегия. BSC не заменяет стратегию, а служит инструментом управления разработанной стратегией. Эта система создается для того, чтобы стратегия не пылилась на полке, а работала каждый день и непрерывно продвигала компанию к ее целям.

    Миф 4. BSC – очень жесткая система, сильно ограничивающая управленцев, не позволяющая гибко реагировать на изменения стратегической ситуации, в которой действует компания.

На самом деле вся суть BSC содержится в пяти положениях, представленных выше. Они, в сущности, требуют лишь одного – ясно изложить стратегические приоритеты руководства и логику действий. Во всем остальном дается полная свобода для творчества, полета мысли и гибкого реагирования на происходящее. При этом на каждом повороте стратегии логика изменений должна отражаться в системе BSC, чтобы стратегией можно было управлять.

О BSC написано множество книг и статей, из которых трудно извлечь практическую ценность. Но для изложения сути дела достаточно 750 слов, содержащихся в этой статье.

Автор: Александр Кочнев

Метки: ,
Опубликовано в Создание сбалансированной системы показателей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Результаты тестирования

Всего прошли тестирование - 373

Принять участие →

Политика конфиденциальности Зарегистрировавшись на этом сайте, вы выражаете свое согласие на получение от нас по электронной почте бесплатных ознакомительных материалов. Вы сможете отказаться от рассылки в любое время, пройдя по ссылке, приведенной в конце каждого письма.

создание и продвижение сайтов